Праздник Пятидесятницы, День Святой Троицы. Дух Божий и покаяние: «Не оживет и дух человека, если не коснется его огонь Духа Божия, не согреет его Божественною теплотою Своею и не разрешит облежащих его угнетающих и обуревающих стихий греха и страстей. Не можем сказать, как совершается это спасительное действие в нас Духа Божия; но знаем, когда, именно в покаянии, первом решительном обращении ума и сердца нашего к Богу, когда Дух Божий возводит дух человека в чувство полной зависимости от Бога и своей пред Ним ответственности, поражает страхом суда и неизбежного осуждения и, извлекая из бездны отчаяния в себе, благонадежием спасения в Господе Искупителе поселяет твердую решимость работать единому Богу всем сердцем, всею душою и всем помышлением, с полным отвращением от прежнего порядка жизни. С этой только минуты начинается в нем помышление о Боге и другой жизни и попечение о Богоугождении и спасении. Но этим только и свидетельствуется, что дух ожил и пробужден от усыпления. Вот почему Иоанн Предтеча проповедует покаяние, Спаситель начал свое служение благовестием покаяния, и первое слово из уст апостолов при принятии Святого Духа, было: «покайтеся» (Деян.2.38). Покаяние отверзает дверь дальнейшим в нас действиям Духа Божия, равно как нераскаянность затворяет ее. Сухая земля не плодородит: и в сердце, не орошенном слезами покаяния, не взращиваются плоды духовные. Металл, не умягченный действием огня, не способен к обделке: такова и душа, не сокрушенная огнем покаяния. Покорись Духу, умягчись сокрушением, – и Дух Божий соделает из тебя сосуд в честь, чистый и светлый, благоугодный Домовладыке» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.27). «Мы в плену: надлежит прийти сильнейшему Освободителю и связать пленившего нас, чтобы мы получили свободу. И Он близ есть всем призывающим Его: «воззовет ко мне и услышу его – избавлю его и прославлю его» (Пс.90,15). Сердце, сокрушенное в покаянии и смиренное в трудах и подвигах, Бог не уничижит» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.27). Страсти – искоренить: «Бог сотворил человека правого, исполненного смирения, кротости, любви страха, веры, благосердия, воздержания и всех добрых чувств и расположений. Когда же пришел грех и овладел сердцем, то поселил в нем вместо смирения гордость, вместо кротости гнев, вместо любви злобу, вместо бескорыстия любостяжание, вместо страха бесстрашие, вместо веры богозабвение, вместо всякой другой добродетели противную ей страсть, так что этот страстный, плотской и греховный человек подавил и заморил собою того внутреннего, духовного, правого человека и, содержа его в нечистых оковах рабства греху на вечную пагубу, не давал ему свободы действовать и обнаруживаться. Благодать Всесвятого Духа в покаянии и обращении разрешает эти оковы, собирает раздробленные части добра, оживляет внутреннего духовного человека и поставляет его на ногах своих. Дух ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер, еще остается действующим в членах наших и противоборствует закону ума. Начинается брань. «Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» (Гал.5.17). Прежде страсти действовали во всех членах души и тела, «чтобы приносить плод смерти»; теперь предлежит отнять их у страстей и соделать благопотребными орудиями всякой Правды Божией к обновлению жизни (См.Рим.7,5-6); предлежит исторгнуть страсти и насадить в сердце противные им благорасположения, исторгнуть гордость и насадить смирение, исторгнуть скупость и насадить милосердие, исторгнуть плотоугодие и насадить воздержание, и прочее, и таким образом очистить себя от всякой скверны плоти и духа» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.27). Противление страсти и благодать: «Все, что мы можем и должны, это посильное, но усердное противление злу и принуждение себя на добро, с молитвою о помощи бессильным силам нашим: «Прииди и вселися в нас и очисти нас от всякой скверны, сердце чистое созижди и дух правый обнови». И это при всяком приражении страсти, при всяком добром преднамерении. Мы не свободны от труда и подвигов над очищением сердца от худых помыслов и движений, не свободны от попечения об украшении его всякою добротою, но своими силами ничего не достигнем, если не придет благовременно помощь свыше. Боремся; но страсть отходит и заменяется добрым чувством только тогда, как приосенит благодать Духа» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.27). Церковь: «Духом Святым собственно создана Церковь Божия на положенном в Господе Иисусе Христе основании» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.28). Доброе дело, чувства и внутреннее делание: «Творим мы какое-либо дело доброе, а сердце при этом увлекается или тщеславием, или человекоугодием, или корыстным каким расчетом и оскверняет наше доброе дело, отнимает его цену и отвращает от него лицо Божие. Сердце наше в эту пору походит на место, издающее смрад, от которого всякий бежит. Пребудет ли в таком сердце благодать Божия?! Видимо, у нас недостает наблюдения за движениями сердца, готовности отвергать все неправые чувства и все дела посвящать во славу Божию, недостает страха Божия, памяти о Его вездеприсутствии и хождении пред лицом Его» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.28). «Не довольно иметь дела; надобно еще при делах иметь и добрые помышления и чувства, иметь искусство управлять движениями своего сердца, которое святые отцы называют вниманием, трезвением, внутренним деланием. Оно сосредоточивает все силы наши воедино и есть посему самое сильное средство к возгреванию в нас благодати Духа Божия. Рассеянные лучи солнца не зажигают сами собою; но когда посредством зажигательного стекла соберут их в одну точку, они зажигают скоро всякое горючее вещество. То же делается и в нас. Когда мы не внимаем себе, наши мысли и чувства находятся в рассеянии, а когда внимаем, они собираются воедино, и в сердце нашем возжигается тогда теплота от помышления о Господе вездесущем и все наполняющем» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.28). Богоблаженство и наслаждение внешними красотами: «Дух, сочетанный с телом, после того, как открыты ему разнообразные красоты тварей видимого мира, в Боге едином должен иметь свое блаженство, и, созерцая видимые красоты, не на них останавливаться, а сквозь них проникать до красоты Божией и ее вкушать, чтобы, таким образом, при всем множестве обещающих блаженство внешних красот пребывать в едином неизменном Богоблаженстве – от вкушения Бога непосредственно и посредственно. Но, падши, он потерял эту способность Боговкушения, и даже вкус к Божественному, и начал искать наслаждения в тварях вместо того, чтобы через них восходить к Богонаслаждению. Нельзя было не заметить, что это не то, и как память о Богоблаженстве осталась в нем, то, руководясь ею, он созидает вокруг себя новый мир, искусственный, и собирает в нем возможные красоты, надеясь заменить этим то, о чем помнит, но чего не имеет. Но и это не то. Все эти наслаждения, утехи, искусственные красоты только разжигают жажду, а не дают того, чего ищет дух. Вместо наслаждения единым Богом, которое ублажает, в нем качествует наслаждение многим, которое томит и не дает покоя, и еще более утверждает его в отчуждении от Богонаслаждения. Такова цена всех естественных и искусственных утех падшего» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.29). «Кто вкушает блаженство в едином Боге и всем тварным наслаждается только постольку, поскольку оно не только не мешает, но еще способствует Богонаслаждению, тот живет Духом. Кто же в одних наслаждениях тварями находит вкус и страдает безвкусием к Божественному, тот, какою бы ни обладал утонченностию вкуса, не имеет Духа» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.29). О жизни в Духе: «Кто сознает в себе действие мановений Божиих и приобрел навык действовать по указанию воли Божией откровенной и по ней устроять жизнь свою, несмотря на противление тому внутри или трудности и скорби вне, тот живет Духом. Кто же в устроении дел своих не имеет в мысли Бога, тот, какою бы правильностию ни отличались дела его, не имеет Духа» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.29). О молитве: «Духу нашему свойственно жить в Боге. Падши, он отвратился от Бога к твари и в ней стал жить. Приходит Дух Божий, исторгает его из уз тварного и снова устремляет к Богу. Устремление духа к Богу есть молитва. – Итак, действие молитвы в нас есть плод Духа Божия. Есть молитва, есть и Дух Божий. Нет молитвы, нет Духа Божия» (свт.Феофан Затворник, “Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни”, гл.29). О Причастии: «Беседуя с учениками о необходимости, для последователей Его, вкушения Тела и Крови Его, Он в то же время засвидетельствовал с силою, что и это пренебесное вкушение не может быть действительно, если не будет совершаться в Духе. «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6; 63)» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). Христианин и христианство: «Не иметь Духа Святого у него то же, что не быть христианином. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8; 9), тот, по святому Павлу, и не христианин» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). «Вся сущность деятельного христианства, по Священному Писанию, состоит в рождении от Духа, в исполнении себя Духом, в хождении по Духу, в возгревании в себе и других Духа» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). «Без Духа Святого невозможно быть христианином» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). О сошествии Святого Духа, действиях Божиих: «Дух Святой, как Бог, есть вездесущ; Ему неоткуда нисходить и некуда приходить; Он и без того везде есть и все наполняет. Сходить, приходить – могут только существа ограниченные, а не Бог. Все эти выражения, как замечает святитель Златоуст, употребляются о Боге по нужде, ибо на языке человеческом нет слов к выражению Божеских действий, как они суть сами в себе; и все эти выражения означают не что другое, как новое явление силы Божией, особенное откровение Его присутствия. Где сила Божия открывается, где Он ощутительно являет Свое присутствие: туда, по нашему слабому понятию и еще слабейшему выражению, Бог как бы приходит. Итак, сошествие Святого Духа на апостолов, собственно говоря, есть не сошествие к ним Бога Духа, а явление силы Его в них, открытие в них Его особенного присутствия» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). «Когда мы говорим, что Дух Святый сошел на апостолов и начал в них действовать; то не должно думать, чтобы Он не действовал прежде в роде человеческом. Дух Святой, как премудро воспевает Церковь, "был всегда, есть и будет". Он был в ветхозаветных патриархах – Адаме, Ное, Аврааме и других; был в пророках; был во всякой душе чистой; всякий праведник имел Его; без Него никогда не совершилось ни одного истинно доброго дела» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день 50-цы). О чудесах в начале христианства и о добродетели: «По мнению святителя Златоуста, не должно скорбеть и сетовать о том, что видимых и чувственных чудесных знамений Святого Духа нет более в Церкви; даже можно радоваться тому, что они прекратились, и почитать это за честь для Церкви. "Не должно скорбеть", потому что чудесные дарования, бывшие в древние времена, не доставляли людям спасения, а добрая жизнь спасала и может всегда спасать и без них. "Можно радоваться", потому что существование видимых чувственных знамений было, между прочим, следствием слабости и детства духовного многих первообращенных христиан; а прекращение их есть признак крепости и совершеннолетия духовного Церкви Христовой, и подает членам ее случай к большим заслугам по вере» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). «Зависело ли сколько-нибудь дело спасения от чувственных (явно видимых) чудесных знамений, от пророчеств, от видений, от исцелений, от знания языков? Нисколько» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). «И, во-первых, как замечает святитель Златоуст, были великие святые, которые не творили ничего чудесного, по крайней мере, сделались великими праведниками прежде, нежели стали быть чудотворцами. "Какое знамение, – вопрошает он, – сотворил Иоанн, привлекший к себе многие города? Что он не чудодействовал, о том послушай евангелиста, говорящего: “Что Иоанн не сотворил никакого чуда” (Ин. 10:41). Отчего и Илия соделался чудным? Не от дерзновения ли пред царем? Не от ревности ли по Боге? Не от нищеты ли, не от милости ли, пещеры и гор? Чудеса сотворены им уже после всех этих подвигов. Чудом ли каким Иов изумил дьявола? Никаких чудес не творил он, а показал блистательную жизнь и терпение, тверже адаманта. Какое знамение сотворил Давид, находясь еще в юности, когда Бог сказал о нем: “Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева” (Деян. 13:22)? И Авраам, Исаак, Иаков воскресили ли кого из мертвых? Очистили ли кого от проказы? Всех сих не знамения соделали дивными, но пренебрежение богатства, презрение славы, свобода от житейских попечений. Если бы не имели они этого, но оставались рабами страстей, то хотя бы и тьмы мертвецов воскресили, не только бы не принесли никакой пользы, но сочтены были бы еще и обманщиками"» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). «Если были великие святые, не обладавшие даром чудес, и если некоторые из обладавших этим даром погибли, если он подавался иногда нечестивым и неверным, то не явно ли, братия, что спасение наше нисколько не зависит от обладания чудесными дарованиями? "Ты имеешь веру, надежду, любовь, которые пребывают; их ищи; они больше знамений"» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). «Все чудесные дарования не могут заменить одной добродетели; напротив, одна какая-либо добродетель сильна вознаградить собой все знамения» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). ««Приидите, благословенные Отца Моего, – скажет праведный Судия всемогущий, – наследуйте Царство, уготованное вам» (Мф. 25; 34). За что уготованное? За то ли, что мертвых воскрешали, бесов изгоняли, пророчествовали, чудодействовали? Нет, но за то, что, видя своего Спасителя бедствовавшим в лице меньших братий своих, послужили Ему: голодного напитали, нагого одели, больного посетили, странного ввели в дом. Ни слова о чудесах, а все о делах, о жизни, о любви. "Ищи не чудес, – заключает святитель Златоуст, – но спасения души» (свт.Иннокентий Херсонский. «Слова и беседы на праздники Господни», Слово в день сошествия Святаго Духа). http://paraklit.org/aktual/Spisok-tem/Pasha/8_nedelya_po_Pashe.Sv.Troitca_50-a.htm